На главную

Г. Гончар (ЕW3LB)
"КВ и УКВ" №8-96г.

ГУ74Б в дежурном режиме без обдува

Мною высказывалось предположение [1], что при непосредственном заземлении экранной сетки лампы на шасси возможна ее эксплуатация в дежурном режиме без вентиляции. Теперь это предположение проверено экспериментально.

Как известно, основание лампы представляет собой кольцо шириной 10 мм, состоящее из широкого внутреннего кольца 5,5 мм, паза 3,5 мм и наружного кольца 1 мм. В первом эксперименте теплопроводящей пастой было смазано только внутреннее, более широкое кольцо. Лампа включалась в течение шести часов под накалом, но без вентиляции. Температуру я определял "на глаз". Для этого из стеклянной трубочки капал на анод большую каплю воды и наблюдал за ее испарением. В капле образовывались маленькие пузырьки пара, и сама капля испарялась в течение 30...40 с. Стабильный режим устанавливался уже через один час.

Во втором эксперименте предварительно с наружного узкого кольца напильником были сняты наплывы металла и наружное кольцо подравнено с внутренним. По периметру через сантиметр на наружном кольце стальным ножом сделаны насечки без применения ударных усилий для получения острых зазубрин, которые хорошо контачили бы с шасси. Затем теплопроводящей пастой обработано все основание лампы: смазано кольцо и набит паз. На это ушло примерно треть спичечного коробка пасты. После установки и прижима лампы она вновь была включена в дежурный режим в течение шести часов. Ее тепловой режим облегчился. Капля испарялась теперь не за 30...40 с, а за 60...70 с. Надо полагать, температура лампы была около 100°С.Это говорит о том, что эксплуатация лампы в дежурном режиме без вентиляции возможна в течение любого времени. Но у меня шасси очень массивное — из дюраля толщиной 4 мм. Оно все становится теплым, особенно близкие к лампе области. Если шасси изготовлено из тонкого металла, лампа может и перегреться. В каждом конкретном случае необходима предварительная проверка.

При эксплуатации лампы в дежурном режиме без вентиляции надо принять меры, предупреждающие ее включение без вентиляции на передачу. Иначе после первого же "склероза" лампа выйдет из строя. Можно применить любое реле, контакты которого блокируют режим ТХ, если на вентилятор не подано напряжение.

Некоторые жалуются, что вентилятор не "продавливает" воздух в узких щелях анода лампы. Для повышения эффективности обдува на вал двигателя я установил две крыльчатки на расстоянии двух сантиметров друг от друга. Из латуни или меди вытачивается цилиндр диаметром 10...20 мм, высотой 20 мм и с резьбовым отверстием внутри. Конкретные размеры зависят от применяемого типа вентилятора. Из оцинкованной жести изготавливаются две крыльчатки и в центре облуживаются. Затем они обе прижимаются и припаиваются к цилиндру. Необходимо следить, чтобы при изготовлении крыльчаток их лопасти были повернуты в одну и ту же сторону на обеих крыльчатках. Цилиндр с напаянными крыльчатками наворачивается на вал двигателя. Обе крыльчатки должны находиться в направляющей трубе, исключающей растекание воздуха по сторонам. Две крыльчатки — это не одна более мощная. Это — две ступени нагнетания. И давление на выходе такой системы примерно в два раза выше, чем с одной крыльчаткой, хотя производительность и не увеличивается. А мощности двигателя вентилятора, как правило, хватает.

Литература

1. "Радиолюбитель" №9-92г., с.34.